С.Ю.Глазьев.
ПРАВДА НА НАШЕЙ СТОРОНЕ.
Православие в России, со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, было основой государства. На Православии зиждилась российская государственность. Отступление от Православия привело к падению Российского государства, повергло страну в пропасть бездуховности.
Я очень рад представить читателям законопроект о социальном партнерстве между государством и религиозными организациями.
Закон этот назрел давно. Хотя у нас в государстве принято разделение Церкви и государства, но это не значит, что они должны жить, не замечая друг друга. Наоборот, чем теснее их взаимодействие, тем лучше для общества. В православной традиции существует понятие: симфония властей, когда каждый занимается своим делом, помогая друг другу. Как говорится: "Богу - Богово, Кесарю - кесарево".
Церковь кроме духовной миссии выполняет очень много важных социальных, идеологических, нравственных задач. И государство должно быть заинтересовано в том, чтобы создать Церкви максимально благоприятные для этого возможности. И этот закон как раз устанавливает формы взаимоотношений государства и религиозных организаций традиционных конфессий для выполнения социально значимых для общества задач.
К традиционным конфессиям, сразу скажу, наряду с нашей Православной Церковью, мы относим ислам и буддизм в местах компактного проживания верующих. А вообще Россия - это православное государство, и мы исходим из того, что данный законопроект должен работать прежде всего для восстановления наших духовных, нравственных традиций, на которых всегда стояла российская государственность, и развивалось российское общество.
Первая задача, которую необходимо сегодня решить в юридическом плане - это вопрос форм взаимоотношения религиозных организаций и государства в выполнении социально значимых функций, где Церковь принимает активное участие. Это образование, здравоохранение, воспитание, работа в вооруженных силах, которые без идеологии и веры не могут выполнять свою задачу.
И здесь устанавливается договорная форма, то есть Церкви предоставляется право присутствовать в соответствующих государственных организациях, работать с ними, а государственные службы в соответствии с предложенным законопроектом будут заключать договоры о совместной деятельности.
Таким образом, возникает теоретическая основа, которая позволяет Церкви и государству работать партнёрами. Ведь до последнего времени Церковь выступала, как правило, в роли просителя, а государство - в роли такого бюрократа, который может разрешить, может не разрешить. И мы видим, какой скандал возник вокруг очевидной необходимости преподавания основ православной культуры в нашей школе.
Сколько поднялось хамского гвалта, причём из уст высокопоставленных бюрократов. Вот чтобы этого не было, мы в нашем законе фиксируем, что у традиционных конфессий есть право участвовать в жизни общества, выполняя свои духовные задачи и одновременно помогая людям решать свои насущные проблемы.
Я думаю, что никому не нужно объяснять значение присутствия Церкви в больницах, в школах, в воинских частях. Это очевидно. Для этого должны быть элементарные юридические условия, чтобы не зависеть каждый раз от мелкого чиновника или крупного бюрократа, которому всё дозволено.
Вторая задача, которую законопроект должен решить - это восстановление исторической справедливости. У нас за последние 10 лет государство поменялось кардинальным образом: роздано государственное имущество, а вот про имущественное право Церкви почему-то забыли. Еще в 1994 году я вносил законопроект, по которому предлагалось признать право Церкви на имущество, которое незаконно отторгалось начиная с 1917 года.
Как это ни странно, наши псевдореформаторы, которые клялись в верности идеям либерализма, демократии, забыли вернуть собственнику то, что собственнику принадлежит. И приватизация сегодня охватила уже очень многие виды имущества, которые раньше принадлежали церкви и которые были приватизированы без учета того, что есть законный собственник этих имущественных прав. Фактически, Церковь дискриминирована по отношению ко всем другим участникам экономической хозяйственной деятельности.
Церковь, хотя и выполняет духовную миссию, но, естественно, нуждается в зданиях, сооружениях, недвижимости. Мы знаем колоссальную роль монастырей, как образцов хозяйства на земле, то есть присутствие Церкви в экономике тоже оздоравливающим образом влияет на развитие страны. И для этого тоже надо создавать условия, поэтому наш законопроект вводит очень важный принцип конфессионального правопреемствования. Если вы отобрали незаконно у Церкви имущество, будьте добры, верните.
Если это невозможно, давайте заключать договоры о совместном использовании этого имущества, как это предлагается по отношению к памятникам культуры. То есть этот законопроект учитывает сложности нынешней ситуации и то, что далеко не всегда имущество можно вернуть, потому что могут оказаться другие собственники. Мы не сторонники разжигания конфликтов вокруг имущественных прав, но они должны быть признаны и урегулированы в соответствии с договорно-правовыми отношениями.
И наконец, третий, последний важный принцип законопроекта - это предоставление Церкви возможности общения с верующими через средства массовой информации. Сегодня государственное телевидение требует огромные деньги для трансляции церковных передач. А это обязанность государства - давать верующим возможность видеть своих духовных отцов, общаться с ними и участвовать в общецерковной жизни.
Коль скоро мы живем в информационном веке, то для приобщения людей к духовной жизни нужно использовать телевидение. И я думаю, очень важно для духовного здоровья нашего общества постоянное общение наших духовных отцов с верующими и вообще со всем населением страны. Это важнейшая задача государства - давать бесплатный эфир Церкви и традиционным конфессиям, исламу и буддизму, в местах компактного проживания верующих. И здесь соответствующие права предоставляются также органам региональной власти и органам местного самоуправления.
Я убежден, что большинство нашего общества настроено на то, что необходимо восстанавливать наши духовные и культурные традиции. А раз так, то чиновники должны работать в интересах общества, а не в интересах каких-то теневых структур, как это, мы убедились, происходит сегодня в дискуссии по преподаванию основ православной культуры.
В чьих интересах работают господа, которые выступают против преподавания? Я думаю, что они это делают не бескорыстно, и закон дает нам, обществу, возможность требовать от государства настоящего социального партнерства с Церковью. В интересах общества. В интересах каждого человека.
Я думаю, закон будет проходить с трудностями, противников у Православия, к сожалению, хватает. И в стенах Госдумы будут бесовские хороводы вокруг этого закона. Но в то же время мировой опыт говорит о том, что правда на нашей стороне. Не только в смысле правды духовной, но и в смысле правды юридической.
Почему католическая церковь в государствах Западной Европы сумела отстоять свои права взаимоотношений с государством, а Православной Церкви в русском государстве в этом отказывают? Я считаю, что наша позиция абсолютно правильна, юридически обоснована, имеет очень серьезные исторические прецеденты. Правда - на нашей стороне. Я убежден в том, что с Божией помощью мы эту задачу решим.
Думаю, что поддержка этого законопроекта - это, прежде всего, дело православных, любящих свою страну, людей, патриотической общественности. И если законодатель, какой бы он ни был в Госдуме, представляет интересы общества, интересы избирателей, депутаты должны будут проголосовать "за". Сергей Юрьевич ГЛАЗЬЕВ
|