ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА.
Значение религии вообще и христианства в особенности
История религий всех народов свидетельствует, что человеческая жизнь всем лучшим и совершеннейшим обязана религии, которая содействует духовному развитию и просвещению народов во всех отношениях. Времена религиозного одушевления были всегда и временами особенной чистоты нравов (напр., первые времена христианства), а времена религиозного упадка и шатания, наоборот, были всегда и временем падения нравов (напр., Римское государство в эпоху цезарей). Не только нравственность, но и другие стороны жизни испытывают на себе благотворное влияние религии. Философия, астрономия, история и другие науки зародились на почве религиозных исканий, и первыми учеными и историками, большею частую, были жрецы. Гениальнейшие призведения литературы, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и пр. имеют религиозное содержание или одухотворены религиозною идеей. Религиозные воззрения того или другого народа отразились и на государственных и на общественных установлениях этого народа и притом так ярко, что можно говорить о государственности христианской, иудейской, магометанской и пр.
Особенно сильно и благотворно оказалось на всех сторонах человеческой жизни влияние высшей религии – христианской. Целые народы из состояния дикого и грубого возвышены христианством на высокую степень прогресса и цивилизации – до того, что теперь самое понятие о народе цивилизованном почти всегда соединяется с понятием о народе, просвеженном христианством. Христианство открыло собою новую эпоху в истории человечества и провело резкую грань между человечеством христианским и нехристианским.
Влияние христианства на нравственную и общественную жизнь народов
Мы родились в христианстве и живем в христианских условиях и потому часто не достаточно замечаем и не достаточно ценим тот величайший переворот, который совершило в мире христианство. Его спасительное влияние выразилось, прежде всего, в области нравственной. Среди глубочайшего неравенства и вопиющих общественных несправедливостей оно вносит в жизнь новый идеал, совершенно противоположный античным понятиям и чувствам: все люди – братья, дети одного Отца Небесного и составляют одну великую семью. Все они одинаково искуплены крови непорочного Агнца Христа и все одинаково призываются в Его небесное царство. В отношении между ними, вместо эгоизма и себялюбия, полагается новое начало – братской любви. И как малая закваска заквашивает все тесто, так это новое начало мало-по-малу изменяет весь строй человеческой жизни.
Христианство не ставит своею прямою задачею преобразование внешних порядков и форм жизни, изменение законов и государственных установлений, оно вдохнуло новый – христианский дух во все эти внешние отношения людей, под влиянием которого они постепенно, без всякой насильственной ломки, видоизменились и облагородились.
Возвысилась и облагородилась и семейная жизнь. Брак возведен на степень таинства, в котором муж и жена соединяются между собою свободно во образ духовного союза Христа с Церковью, – союза, который не может расторгнуть случайная прихоть или произвол мужа или жены. Христианство установило единоженство, узаконило целомудрие до брака и верность в браке, как для жены, так и для мужа. Оно подняло значение женщины и оздоровило семью; жена уже не раба, но свободная помощница мужа, повинующаяся ему из любви и свободно, как Церковь повинуется Христ. Каждая христианская семья есть малая церковь и в ней должен царствовать дух любви, а не произвол и принуждение. На детей христианство смотрит, как на дар Божий, за который родители ответственны перед Богом; в новозаветных писаниях говорится не только об обязанностях детей, но и об обязанностях родителей: если дети должны уважать и почитать родителей, то родители должны воспитывать детей, как чад Божиих, для Его царства.
Не меньший переворот произвело христианство и в общественных отношениях людей между собою. Оно уничтожило рабство, но не какими-либо насильственными мерами, а исключительно своею проповедью всеобщего равенства и братства во Христе. Тою-же проповедью и примером Спасителя и Апостолов христианство, не прибегая к насильственному перевороту, постепенно смягчило социальную рознь, существовавшую не только в язычестве, но и в иудействе, где высшие классы населения с презрением смотрели на низшие и держали их в состоянии невежества и нищеты: Христос постоянно вращался среди народа, к нему, главным образом, обращался со своею проповедью и Своих первых учеников, избрал среди бедных галилейских рыбаков.
Язычество презирало труд, как удел рабов и людей низших классов. Христианство, памятуя, что. Сам Господь и Ангелы не гнушались работой, сняло клеймо незаслуженного унижения от всякого честного труда; труд не только не унижает христианина, но и составляет его прямую обязанность, так что, по словам Ап. Павла, «кто не работает, тот не должен и есть».
В отношения государственные христианство вносит нравственный элемент, совершенно незнакомый языческой древности, которая смотрела на отношения между властью и подчиненными исключительно с правовой точки зрения; христианство внушает властям и начальникам проходить служение во славу Божию и во благо народа, а подчиненным – почитать власть, молиться за нее и исполнять свои обязанности не из-за страха только, но и за совесть.
В международных отношениях христианство смягчило резкий принцип национальной обособленности. Оно возвестило человечеству новую, великую мысль о царстве Божием, в которое призваны все народы, и указало на вечный мир, как на цель их истории. И хотя история народов представляет постоянные нарушения этой мысли, однако-же она неизгладимо живет в сердцах людей и производит тихую, незаметную работу. Народы начинают освобождаться от своей замкнутости и нетерпимости, начинают признавать и уважать права и особенности других народов. Конференция мира, Лиги наций, Священные союзы, Красный Крест и пр. – все эти установления, направленные к миру и дружбе между народами, возникли на почве христианства, как плоды христианской культуры.
Источник: http://center-yf.ru/data/stat/Hristianstvo.php
|